ОТ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ К ТЕОРИИ СОТВОРЕНИЯ:

личное свидетельство Гэри Паркер, бакалавр гуманитарных наук, магистр естественных наук, доктор педагогических наук.

Ведущий: Доктор Паркер, насколько я знаю, когда вы начинали преподавать биологию, вы были убежденным эволюционистом.

Паркер: Да, конечно. Теория эволюции меня полностью устраивала. Я чувствовал себя частью могучей, развивающейся Вселенной, неуклонно стремящейся к еще большему величию. Эволюция была моей религией, моим символом веры и мировоззрением; и когда теорию эволюции ставили под сомнение, я не мог оставаться безучастным.

Теория эволюции, подобно религии, отвечала на мои вопросы о Боге, грехе и спасении. Бог был не нужен - а если и нужен, то разве что в качестве Создателя элементарных частиц и природных процессов, из которых автоматически вытекает все остальное. "Грех" - всего лишь результат проявления животных инстинктов, ставших бесполезными в ходе эволюции; а под "спасением" подразумевались только личная приспособленность, просвещенный эгоизм, и, возможно, грядущие успехи генной инженерии.

Я не верил в Бога, перед которым нужно держать ответ, в Бога, поставившего цель человечеству. Я считал, что наша судьба - в наших собственных руках. И эта захватывающая мысль, вместе с идеей о неизбежном эволюционном развитии, особенно привлекала меня в эволюционной теории.

Влияла ли вера в эволюцию на вашу преподавательскую деятельность?

Несомненно. В первые годы преподавания в старших классах школы и в колледже я изо всех сил старался убедить своих учеников в правильности эволюционной теории, порой доводя их до слез. Я был убежден, что преподаю объективную научную теорию, а не религию, и в то же время совершенно сознательно старался примирить религиозные взгляды своих учащихся с теорией эволюции. Диспут с учителями выпускных классов, где я преподавал, включал в себя именно эту цель: побудить учащихся приспособить свои религиозные убеждения к эволюционной концепции!

А я думал, в общественной школе нельзя преподавать религию!

Нельзя учить христианству, это верно; зато можно совершенно спокойно преподавать эволюционную религию. Я сам этим занимался, и наблюдал своими глазами, как теория эволюции воздействует на мысли человека и на всю его жизнь. Конечно, я тогда был уверен, что воздействие это - в лучшую сторону, что оно "освобождает разум от оков религии " и ставит на первое место собственные взгляды человека.

Если эволюционная теория настолько устраивала вас в качестве религии, если вам так нравилось преподавать ее учащимся, что же заставило вас изменить свои взгляды?

Я не устаю восхищаться тем, как Бог может изменить жизнь человека, вполне довольного собой - как это было со мной, например. Особенно часто это случается с верующими людьми (в их число входят и двое преподавателей библейской кафедры, где я когда-то работал!), которые на деле поддерживают теорию эволюции, направленную против веры в Творение. Началось все с того, что мы с женой вошли в группу по изучению Библии - исключительно по социальным соображениям. И Бог понемногу подталкивал меня к пониманию того, что нужно опираться не на собственные мнения и не на мнения других авторитетных людей, а полностью признать Его и позволить Ему направлять мои шаги. Этот опыт дал мне абсолютную точку отсчета и истинный взгляд на вечность.

И обратившись ко Христу, вы стали креационистом?

Не совсем так; во всяком случае, не сразу. Как и многие до и после меня, я попросту совместил новоприобретенную христианскую веру с "научными фактами " и стал эволюционистом-теистом, а потом - сторонником теории "прогрессивного Сотворения". Я думал, что Библия отвечает на вопрос, кто создал мир, а эволюция - как это произошло.

А потом мой эволюционизм столкнулся с научными проблемами, а теизм - с богословскими. Многие мои друзья и сейчас верят в теистическую эволюцию или прогрессивное сотворение, но мне пришлось все же от них отказаться.

С какими богословскими проблемами вы столкнулись в связи с теистической эволюцией?

Наверное, ключевой момент - слова "хорошо весьма ". После каждого дня Творения Бог свидетельствует, что Его творение хорошо. А после шестого дня Библия говорит, что весь труд Бога по Сотворению мира очень хорош.

Все известные мне эволюционисты-теисты и сторонники теории прогрессивного сотворения (как и я в свое время) пытаются согласовать "геологическое время " и летопись окаменелостей с периодами Творения. Но ископаемые, какими бы древними они ни считались, демонстрируют все то же, с чем мы сталкиваемся и в наши дни: голод, болезни, несчастья, вымирание, потопы, землетрясения... Если ископаемые представляют этапы Творения Божьего, то зачем христиане борются с голодом и болезнями, пытаются спасти исчезающие виды? Ведь если ископаемые возникли в течение недели Творения, то и все эти несчастья тоже "хороши весьма".

Когда я поверил в эволюцию, у меня была романтическая идея: эволюция есть нескончаемый прогресс. Но в заключительном параграфе книги "Происхождение видов " Дарвин объясняет, что эволюционное "появление высших животных" было вызвано "войной природы против голода и смерти". Разве "война природы против голода и смерти" может быть средством, с помощью которого Бог сотворил мир "хорошо весьма"?

В третьей главе Бытия, восьмой главе Послания к Римлянам и во многих других текстах Библии сказано, что разнообразные бедствия - не неотъемлемая черта мира, сотворенного Богом, а последствия грехопадения Адама. Сознательно или неосознанно игнорируя это положение, эволюционисты-теисты и приверженцы идеи прогрессивного сотворения входят в противоречие с самой сутью Писания, с великим учением о сотворении, грехопадении и искуплении - о том, что Бог сотворил этот мир прекрасным и совершенным; что проклятие пало на него из-за человеческого греха; что Христос пришел спасти нас от наших грехов и восстановить мироздание в прежнем виде.

Если в Писании все так ясно сказано, неужели многие христиане по-прежнему верят в "теистическую эволюцию" или "прогрессивное сотворение"?

Да, так и есть. Конечно, я не готов говорить от их имени, но я могу рассказать о проблемах, которые мне пришлось преодолеть, прежде чем я смог отказаться от веры в "божественную эволюцию ". Во-первых, я не люблю спорить или становиться на чью-то сторону. В бытность мою теистом-эволюционистом мне не нужно было ни с кем спорить. Просто в конце спора я с улыбкой произносил что-нибудь такое: "Что ж, главное - не забывать, что все это сотворил Бог". Кроме того, дело еще и в интеллектуальной гордыне. На креационистов часто смотрят в лучшем случае как на невежественных ретроградов из девятнадцатого века; я же вспоминал о своих научных регалиях - имеющихся и будущих - и, по правде говоря, не хотел становиться посмешищем в научных кругах.

И, наконец, меня, как и многих христиан, ставили в тупик некоторые библейские положения. Я ведь стал креационистом во время работы в Христианском колледже. Хотите - верьте, хотите - нет, но у меня были большие проблемы с библейской кафедрой. Когда вместо теории эволюции я начал преподавать учение о сотворении мира, преподаватели вызвали меня на диспут. Библейская кафедра отстаивала эволюционизм, а мы с еще двумя учеными защищали креационизм!

На этом диспуте я понял, насколько религиозна по своей сути сама теория эволюции, и насколько приверженность христианских деятелей теории эволюции мешает простому христианину твердо держаться веры в Творение. Должен признаться, я вряд ли решился бы отвергнуть теорию эволюции или теистической эволюции - тем более, будучи преподавателем биологии, - если бы не обнаружил, что большая часть научных фактов свидетельствует против теории эволюции.

То есть, именно научные факты привели вас к завершающему этапу на пути от эволюционизма, через теистическую эволюцию и прогрессивное сотворение, к библейскому научному креационизму?

Именно так все и было. Вначале я испытывал неловкость, будучи креационистом и преподавателем естественных наук в одном лице; к тому же, я не знал, как относиться к пресловутым "горам доказательств " эволюции. Как-то мой коллега-биолог Аллен Дэвис (Allen Davis) принес мне знаменитую книгу Морриса и Уиткома "Библейский Потоп" (Morris and Whitcomb, "The Genesis Flood") Поначалу я принял ее в штыки, пользуясь всей эволюционистской аргументацией, так хорошо мне известной. Но в этот важный момент Господь сподобил меня получить замечательную стипендию Совета факультета естественных наук от Национального научного фонда; и я решил приступить к работе над докторской диссертацией в области биологии и смежных вопросах геологии - в первую очередь для того, чтобы проверить некоторые аргументы эволюционистов. К моему изумлению (а в конечном итоге - и к радости), за какой бы научный раздел я ни брался, в нем оказывалось множество проблем с точки зрения теории эволюции - и множество аргументов в пользу основ библейского креационизма, освещенных в работах ученых-креационистов.

Вы не приведете какие-нибудь примеры?

Да, конечно. Одним из самых напряженных моментов для меня стало обсуждение уран-свинцового и других радиометрических методов, которые применяются для оценки возраста Земли. Я предполагал, что все доводы креационистов будут разбиты и отброшены - но случилось обратное.

Когда я учился в старших классах, учитель разрешил нам не запоминать возрасты геологических систем, потому что они слишком неточны и противоречивы. Потом, изучая геофизику, мы подробно изучали все допущения, на которых основано радиометрическое датирование. А потом наш преподаватель сказал примерно следующее: "Если бы эту чушь увидел какой-нибудь ортодокс, он бы камня на камне не оставил от системы радиометрического датирования. Так что нам остается только верить". Так он и сказал: "Нам остается только верить". Если уж речь идет о вере, то у меня есть другая вера, которой я предпочел бы держаться.

Может быть, вы вспомните еще какой-нибудь подобный случай?

Да сколько угодно. Например, о слове "параконформность". В книге "Библейский Потоп" я прочитал, что геологи-эволюционисты употребляют этот термин по отношению к системам ископаемых, не согласующихся с общим порядком расположения окаменелостей, но без всяких следов эрозии или сдвига пластов. У меня начинало колотиться сердце, когда на лекции по геологии звучали все эти параконформности и прочие "парадоксы". Что сказал преподаватель? По сути, то же самое, что Моррис и Уитком. Для него параконформности - настоящая тайна, которую очень трудно объяснить с точки зрения эволюционизма или униформизма. У нас даже была полевая экскурсия, на которой мы рассматривали особенно выразительные параконформности.

Так что весь курс геологии, который я проходил в аспирантуре, отнюдь не подрывал мои креационистские взгляды, а напротив, только подпитывал их. Я даже обсуждал с преподавателем креационистскую интерпретацию параконформностей, и наконец, вместе с другими аспирантами стал рассматривать другие свидетельства в пользу креационизма.

Что вы имеете в виду под "свидетельствами в пользу креационизма"?

Мы в состоянии распознать предметы, созданные человеком, будь то картина, скульптура или бутылка из-под кока-колы. Поскольку типы взаимосвязей в таких объектах противоположны тому, что происходит в результате воздействия времени, случайности и естественных физических процессов, то нам понятно: здесь поработала внешняя созидательная сила. Я стал замечать следы деятельности подобной силы и при изучении живых существ, особенно в сфере моих основных интересов - молекулярной биологии.

Все живые существа зависят от взаимосвязей между унаследованными молекулами нуклеиновых кислот, таких как ДНК, и белками - основными структурно-функциональными молекулами. В клетках живых существ, последовательность азотистых оснований ДНК служит матрицей, на основе которой выстраивается цепь аминокислот с различными радикалами; из этих аминокислот и строятся белки. Но в норме ДНК и белки не способны к конструктивному взаимодействию; под воздействием одних только факторов случайности и времени они "работают на разрушение " живых систем. Стекло, фосфор и медь обеспечивают работу телевизора, только если он правильно сконструирован людьми-инженерами; подобным образом ДНК и белок будут согласованно взаимодействовать лишь в том случае, если они правильно устроены и упорядочены внешней созидательной силой.

Я изложил биохимические подробности этого аргумента, основанного на ДНК и белках, группе аспирантов и преподавателей, в том числе и моей преподавательнице молекулярной биологии. В результате она не нашла в моих доказательствах оснований для критики.

Она сказала лишь, что не верит в это, потому что не верит в существование внешней силы, создавшей жизнь. Но если твоя вера допускает веру в Творца, то ты видишь свидетельства Творения во всем сотворенном (как говорит апостол Павел в Послании к Римлянам 1:18-20).

Повлиял ли креационизм на вашу научную и преподавательскую деятельность?

Да, и самым положительным образом. Наука основана на допущении, что в природе существует упорядоченность, доступная человеческому пониманию. Священное Писание дает нам уверенность и в существовании такого порядка, и в человеческой способности его постичь - и это наполняет ученого надеждой, а науку - новым, более насыщенным смыслом. Кроме того, креационист способен различить самопроизвольные и сотворенные (то есть обусловленные внутренне и внешне) формы мирового порядка; это открыло мне глаза на целый ряд теорий и гипотез из столь разнообразных областей науки, как физиология, систематика и экология.

Креационизм превращает учебу в гораздо более увлекательное занятие - как для меня, так и для моих учеников. Биология затрагивает и ключевые проблемы этики: это относится к генной инженерии, экологическому кризису, росту народонаселения и т. д. Теперь я могу предложить своим ученикам гораздо больше, чем свое собственное мнение и крайне ограниченные взгляды других людей, занимающихся наукой. И, конечно, что касается основного вопроса происхождения всего сущего, мы с моими учениками вольны обсуждать и эволюции, и сотворение; к сожалению, в наши дни большинство школьников лишено этой свободы.

Креационисты подвергаются насмешкам, а порой и нападкам, в научных кругах, но это неважно; ведь благодаря Христу нам открыто великое богатство знаний и мудрости! Я могу лишь пожелать, чтобы больше ученых, преподавателей научных дисциплин и студентов-естественников могли разделить с нами радость Божьего взгляда на Божий мир.


Этот текст составлен на основе радиобесед с Гэри Паркером. Доктор Паркер - член общества "Фи-Бета-Каппа " и обладатель двух наград Общества, имеющих статус общенациональных. В 1973 г. защитил докторскую диссертацию по биологии на тему, связанную также с геологией, в Университете штата Индиана.

Доктор Паркер - ведущий автор пяти учебников биологии, вышедших в издательстве "John Wiley and Sons". Кроме того, он проводит популярные семинары "Ответы Бытия".

A Personal Testimony of Gary Parker, B.A., M.S., Ed.D From Evolution to Creation
Перевод с английского Яна Шапиро
ХНАЦ 2000.
При перепечатке ссылка обязательна

 

Главная
ФИЗИКА АСТРОНОМИЯ БИОЛОГИЯ
ГЕОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИЯ

anwarrior@narod.ru
Hosted by uCoz