ИОНА ИСТОРИЯ ИЛИ СКАЗКА?Билл Купер Г.К. Честертон сказал как-то, что люди готовы поверить во что угодно, лишь бы об этом не было сказано в Библии. В наши дни ученые верят в то, что Вселенная возникла в результате Большого Взрыва, а виды появились в ходе эволюции, - но не в простое повествование книги Бытия. Перестали быть редкостью статьи богословов и епископов, разъясняющие нам, что Господь Иисус Христос никогда не воскресал в физическом смысле; что пять тысяч человек были накормлены лишь потому, что все последовали примеру паренька, поделившегося хлебом с ближним; и т.п. И уж, конечно же, уверяют нас, история о том, как Иону проглотила огромная рыба - сплошной вымысел. Не так давно ученые громогласно утверждали, что Ниневии и Ассирийской империи вообще никогда не было на свете, но почему-то приутихли, когда археологи начали предоставлять доказательства обратного. В Евангелии от Матфея рассказывается, как специалисты того времени требовали доказательств и от Иисуса. Он же ответил, что им не дастся иного знамения, кроме знамения пророка Ионы. Как Иона был три дня и три ночи в чреве огромной рыбы [это выражение лучше передает греческий оригинал, чем слово "кит"], так и Сын Человеческий будет в сердце земли. Жители Ниневии в день Страшного Суда посрамят усомнившихся, потому что поверили Ионе и покаялись. Если мы не верим, что Иона находился в животе рыбы, то, выходит, можем усомниться и в истинности Воскресения нашего Господа, и в том, что Судный День наступит. Историческая достоверность личности Ионы имеет гораздо больше подтверждений во внебиблейских источниках, чем многие другие персонажи древнего мира, чье существование не ставится под сомнение большинством историков. Мы увидим, что дела пророка Ионы самым решительным образом повлияли на судьбы Израиля и Ассирии и стали точкой опоры для многих последующих событий. Порочная, развращенная империя. По степени бесчеловечности с Ассирийской империей не мог равняться даже гитлеровский Третий Рейх. Ассирийцы буквально наслаждались собственной жестокостью. В летописях, которые они оставили для потомков, отразилось их упоение издевательствами и геноцидом над другими народами, которым они причиняли невыразимые страдания. Ассирийцы сажали людей на кол, сдирали с них кожу, сжигали заживо, вырывали языки, выкалывали глаза - и это были не единичные случаи, но массовая, преднамеренная политика. Один завоеватель хвастался в своих записях: "Со знатных я содрал кожу... 3 000 пленных сжег огнем... я не оставил в живых ни одного заложника. Иным я отрубил руки и ноги. Иным - пальцы, носы и уши. Нет числа воинам, которым я выколол глаза." Многие ассирийские монархи и вожди были садистами, сексуальными извращенцами. Вот как описан греческим историком Диодором один из таких царей, бесславно известный Ашурбанипал: "Он правил своей империей, вырядившись в женское платье, говорил тонким голоском; он принимал ванны с такими изысканными притираниями и духами, что тело его было нежней, чем даже у женщины, любящей роскошь сильней всего на свете." Однако к началу царствования Тиглат-Паласара III (745 - 727 гг. до Р.Х.) Ассирийская империя дошла до предела и истощила себя. Действующей армии, состоявшей приблизительно из двух миллионов человек, стало чрезвычайно трудно покорять другие народы. В 770 г. до Р.Х. народ Арарата (Урарту) сбросил с себя иго, и ассирийское войско потерпело от него жестокое поражение. Затем, в 763 г. до Р.Х., произошло полное солнечное затмение, покрывшее мраком все земли, покоренные Ассирией. За этим "зловещим знамением" последовали кровавые гражданские войны; наконец, на юге восстали вавилоняне. Близился конец Ассирийской империи. Легенда о Януше (греч. "Оаннес") Но очевидный упадок в Ниневии сам по себе не объясняет успешную миссию пророка Ионы. В своей книге Халдейская книга Бытия (1876) Джордж Смит, ассириолог, цитирует Берозоса (ок. 330 - 260 гг. до Р.Х.), вавилонского жреца, который записал многие мифы и легенды ранней Месопотамии. Он поведал, что ассирийцы верили в легендарное существо, человека-рыбу, которое явилось из моря за много сотен лет до эпохи Ионы: В Вавилонии был народ, живший без закона, как звери в поле. В первый год появилось, из той части Красного моря [Персидский залив], что граничит с Вавилонией, животное, наделенное разумом, по имени Оаннес, чье тело было полностью телом рыбы; и под рыбьей головой была у него другая голова, человечья, а внизу были ноги, тоже похожие на человеческие, соединенные с рыбьим хвостом. Голос его, как и язык, был внятным и человеческим, и изображение его сохранилось до сего дня [см. иллюстрацию на первой странице - изображение Януша из древнеассирийского дворца Нимруда]. Он имел обычай проводить дни среди людей, но пищи в это время не принимал; и он раскрыл им тайны письмен, и наук, и всякого рода искусств. Он обучил их возводить города и храмы, создавать законы; он научил их основам геометрических знаний. Благодаря ему люди стали различать семена земли, и он показал им, как собирать плоды; короче говоря, он обучил их всему, что могло смягчить их нравы и облегчить жизнь. С того времени к его наставлениям не было прибавлено ничего нового. Из повествования Берозоса явствует: ассирийцы верили, что все их знания и умения даны им рыбоподобным человеком, вышедшим из моря. И поскольку с тех пор, как Януш являлся к ассирийцам, никаких новых знаний у них не прибавилось, это существо непременно должно было вернуться, чтобы снова научить ассирийцев всему, что им необходимо было узнать. Пришествие Ионы (греч. Ионас) Согласно истории Иудеи и Израиля (4-я Царств 14:25), Иона жил во время царствования порочного израильского царя Иеровоама, который правил 41 год (783 - 743 гг. до Р.Х.) и отвоевал Хамат и Дамаск на севере. Дата прихода Ионы в Ниневию (Книга пророка Ионы) может быть установлена с гораздо большей точностью, чем принято считать: около 745 г. от Р.Х. - года, когда Тиглат-Паласар III, по Библии - Фул (4-я Царств 15:19) взошел на ассирийский трон после убийства своего предшественника. (Ученые-модернисты провозгласили, что в Ассирии никогда не было царя по имени Фул. Однако имя Фулу присутствует в Вавилонских Хрониках как имя, данное Тиглат-Паласару III при рождении.) Древнееврейское произношение имени Иона - Йона, что довольно похоже на ассирийское Януш - имя легендарного источника знаний древних ассирийцев. Мы видим Божий промысел в том, что огромная рыба проглотила пророка и через три дня исторгла его живым и невредимым из глубин Черного моря (согласно Иосифу Флавию) на берега Месопотамии. Людям, вскормленным на этом языческом предании, могло показаться, что это сам Януш вернулся предупредить их о надвигающемся Судном Дне. Не удивительно, что царь и все его народы покаялись! Общая картина Иона появился, подобно легендарному Янушу, человеку-рыбе, как раз в то время, когда ассирийцы переживали политический, экономический и военный кризис, и империя находилась на грани распада. Господь психологически подготовил их к тому, чтобы покаяться во всех жестоких преступлениях и отвратиться от зла и насилия. Таким образом был предотвращен крах империи. История свидетельствует, что буквально за одну ночь удача снова повернулась лицом к Ассирии. На смену бедствиям пришли политическая стабильность, экономическое процветание и военные победы. Жизнь империи длилась еще целых 130 лет - до 612 г. до Р.Х. Вполне понятно, что Иона без особой охоты отправился в Ниневию проповедовать скорое разрушение города; понятно и то, почему он огорчился и разгневался, когда ниневитяне покаялись и Бог решил пощадить их. Ведь чтобы предсказать, что означало возрождение Ассирии для Израиля, вовсе не обязательно быть пророком! Почему же Бог пощадил Ассирийскую империю? Ответ состоит в том, что Он использовал ассирийцев как орудие наказания Своего народа. Израилем правили, один за другим, неправедные цари, творившие зло перед лицом Господа; потому народ отвергал Создателя небес и земли и поклонялся ложным языческим богам. Несмотря на данный им Божий Закон, несмотря на запрет жертвовать детей огню Молоха, израильтяне все глубже погружались в пучину греха. Не удивительно, что жители Ниневии восстанут в Судный День - ведь они прислушались к словам Божьего пророка. В книге пророка Амоса сказано (3:11-12): Посему так говорит Господь Бог: вот неприятель, и притом вокруг всей земли! он низложит могущество твое... как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха, так спасены будут сыны Израилевы... Примерно через год после миссии Ионы в Ниневии на смену процветанию Израиля при Иеровоаме II внезапно пришел период стремительного упадка. После серии цареубийств наступила политическая анархия. Вскоре Израиль уже платил ежегодно огромную дань Тиглат-Паласару III. Восстание израильтян привело к вторжению ассирийцев, которые напали, как волк на отару овец. К 721 г. до Р.Х. северное царство Израиля было взято в плен и не возродилось до наших дней. После того, как Ассирия успешно выполнила назначенную Богом миссию - покарать нечестивых израильтян, - ей предстояло вновь погрязнуть в пучине греха. В 702 г. до Р.Х. Сеннахериб не сумел захватить Иерусалим. Вероятно, он, как и Фул, ощущал себя орудием Господним, когда лживо заявил: Господь повелел мне: восстань на эту землю и разрушь ее. Пророк Наум возвестил судьбу Ассирии, и на этот раз у ассирийцев не нашлось места покаянию. Последний царь Ассирии, Син-шаришкун, чтобы лишить врагов удовольствия пролить его кровь, превратил свой дворец в Ниневии в геенну огненную и погиб в пламени. Город, который когда-то кричал о себе: Есть только я, и никого, кроме меня! - лежал, позабытый всеми, в руинах, и был найден только в XIX веке. В наши дни, когда Библейское повествование то и дело подвергается сомнению, развалины Ниневии являются безмолвным свидетельством непогрешимости Слова Божьего. Да, Иона был реальной исторической личностью; Господь избрал его, чтобы изменить ход истории Ассирии и Израиля. И этим подтверждается - если нуждается в подтверждении - Воскресение Богочеловека, сказавшего: Здесь больше Ионы. Bill Cooper, B.A. (Hons). History or just a Story? ХНАЦ 1998. |
|
|